Административная деятельность (управление) предполагает
доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного
лица другому, оно неразрывно связано с властью.
Естественным
продолжением названного неравенства сторон является то, что у невластной
стороны имеются скудные возможности для защиты своих прав своими действиями,
для самозащиты. С неправильными действиями субъектов власти граждане,
учреждения и предприятия могут бороться чаще всего только путем подачи жалоб
(исков) в компетентные государственные органы. Административно-правовое
регулирование предполагает, что субъекты власти, как правило, в одностороннем
порядке решают, а невластные субъекты вправе обжаловать такие решения.
На
практике в работе юриста в данной отрасли права чаще всего встречаются вопросы,
связанные с административными правонарушениями и наложениями административных
взысканий (в рамках КоАП РФ), а также дела, возникающие из публичных
правоотношений (дела об оспаривании нормативных правовых актов, оспаривании
решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного
самоуправления) (в рамках введенного недавно КАС РФ)
Остановимся
более подробно на вопросах, связанных с административными правонарушениями.
На данный момент среди них значительный вес имеют дела о лишении права управления транспортными средствами.
При
рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на
постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья
должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной
ответственности - презумпции
невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по
делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной
ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении
административного правонарушения устанавливается судьями, органами,
должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных
правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к
административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Часто на
практике встречается привлечение к административной ответственности невиновных
лиц, неправильно составленные протоколы об административных правонарушениях,
что может послужить основанием для прекращения дела, пропуск сроков давности
для привлечения к ответственности. Также основанием для прекращения дела может
служить действие виновного лица в состоянии крайней необходимости и др. Однако
неправильная защита по делу (ошибочная тактика, неправильное составление
процессуальных документов, несвоевременная подача жалоб и т.д.) может привести
к отрицательному для гражданина результату. Поэтому для защиты по делу об
административном правонарушении лучше пользоваться услугами юриста. Необходимо
помнить и о сроке обжалования решений по делу об административном
правонарушении, который составляет 10 суток (по некоторым статьям КоАП – 5).
Сколько стоит помощь юриста
Судебные решения административных правонарушений
|