Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016)
"О защите прав потребителей" является основополагающим
законодательным актом в области защиты прав потребителей. С точки зрения
потребителя, важность законодательного регулирования правоотношений с
предпринимателем на рынке товаров и услуг обусловлена возможностью грамотно
подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной
информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права. Что
касается добросовестных предпринимателей, стремящихся к производству и
размещению на рынке товаров и услуг продукции высокого качества, то для них
принятие данного закона обеспечивает возможность в условиях «прозрачного» рынка
существенно повысить собственную конкурентоспособность.
Детальное
знакомство правами и обязанностями потребителя и продавца, установленными
законодательством, необходимо руководителям и специалистам предприятий и
организаций промышленного характера — изготовителям продукции, предприятиям и
организациям торгового профиля, а также юридическим лицам, работающим в сфере
оказания различных услуг населению.
Ряд
вопросов, связанных с применением Закона «О защите прав потребителей»,
регулируются также Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными
законами РФ.
В
качестве субъектов в Законе «О защите прав потребителей» названы потребитель,
изготовитель, продавец, исполнитель. Законом установлен также ряд понятий,
среди которых такие как, стандарт, недостаток товара и др.
Потребитель
— это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для
личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности.
Из этого
определения следует, что Закон применяется лишь к тем отношениям, одной из
сторон которых является гражданин — физическое лицо. При этом права граждан
Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются Законом
одинаково. В тех случаях, когда товары или услуги приобретаются юридическим
лицом, применяются нормы общегражданского законодательства.
Следующее,
на что следует обратить внимание при рассмотрении понятия «потребитель» — это
то, что Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает
товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой)
пользуется (например, когда товар был подарен).
Потребителем
считается не только гражданин, уже приобретший товар (работу или услугу) и
использующий его (ее), но и тот, кто только собирается это сделать. Это
означает, что вы являетесь потребителем уже тогда, когда обращаетесь к продавцу
с просьбой показать вам товар и рассказать о его свойствах. Отказ продавца в
данной ситуации может расцениваться как нарушение Закона.
Важным
представляется включение в понятие «потребитель» граждан, которые только
собираются приобрести товар либо заказать услугу. Это позволяет им ознакомиться
с товаром, получить информацию об условиях его продажи, изготовителе и т.д.
В
отдельных случаях для приобретения статуса потребителя гражданин должен
заключить индивидуальный договор с продавцом (например, при покупке билета на
самолет, поезд и т.д.).
Потребителем
не может считаться гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги)
для организаций и за их счет с целью использования в производстве.
Изготовителем
(продавцом, исполнителем) являются организации вне зависимости от форм их
собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для
реализации их потребителям или реализующие их потребителям по договорам
купли-продажи, либо выполняющие для них по возмездному договору работы или
оказывающие услуги.
Получение товаров (работ, услуг) надлежащего
качества является одним из важнейших прав потребителя, предусмотренных
действующим законодательством. Право потребителя на качество товара (работы)
предполагает не только передачу потребителю качественного товара, но и
устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а
также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед
потребителем в этой сфере.
Основные
права потребителей перечислены в ст.ст. 12-16 Закона, глава II Закона
посвящена правам покупателя товаров, а глава III – правам
потребителей услуг. Нет
смысла приводить тут текст Закона.
Вместе с
тем, по прочтении вышеизложенного может возникнуть вопрос: право я имею, но
каким образом добиться их реализации? Ответ прост: написать претензию, а в
случае ее неудовлетворения, оставления без ответа вопрос решается в судебном
порядке. Причем, помимо, например, возврата денег за некачественный товар
(плохо или не вовремя оказанную услугу), Вы можете потребовать и неустойку,
возмещение морального ущерба и т.д. Потребитель, кстати, освобожден от уплаты госпошлины в рамках
требований до 1 000 000 руб.
Сколько стоит помощь юриста
|